Без виходных с 10:00 до 20:00
support@versum.ua
Меню
0 800 336 545
Бесплатно со всех номеров
0 -
В корзине пусто!

Небольшой очерк индустрии стриминга и распространённые мифы о ней

Небольшой очерк индустрии стриминга и распространённые мифы о ней

Небольшой очерк индустрии стриминга и распространённые мифы о ней

С ростом популярности Твитча и игрового Ютуба стримеры тоже стали модными. Пик трендов vr очки купить и соответствующий сет для них. Однако виртуальная реальность - пока что штука нишевая: игр для неё много, но реальной революции почти нет. Half-Life: Alyx была хороша, однако это в первую очередь продажа и тест технологий, а не предвестник концептуально новой эпохи гейминга.

Миф первый: стримеру нужен невероятно мощный компьютер. Неправда, комфортно стримить можно и с видеокарты среднего ценового сегмента четырёхлетней давности, и ранее. Тут важна сама игра и оптимизация её под оверлей - то есть второй поток видеосигнала.

Миф второй: стримить легко каждую игру. Для старых брендов, так называемого «легаси», вопрос довольно болезненный. Часть игр попросту отказывается запускаться в полноэкранном режиме, другую нельзя даже стримить и в окне. Поэтому эмуляция для ретро-гейминга - вопрос непростой и решается предметно по каждому наименованию отдельно.

Миф третий: процессор в играх не очень важен. Неправда, потому что на старых ЦП без гипертрейдинга стримить практически невозможно. Нагрузка на ПК будет такая, что никакой «игровой» режим ОС не поможет.

Миф четвёртый: «игровые браузеры» и программы-твикеры операционной системы могут помочь. Помогают они, по факту, лишь кошелькам разработчиков этого софта. Для хорошего стриминга нужно как можно более тщательно пройтись по системному реестру вручную, выключить из стартовой автоматической загрузки всё ненужное, после чего запускать игру на чистой Виндовс 10, с минимумом изменений в основных системных службах. Этот совет справедлив только для тяжёлых, требовательных игр: если ваша цель показывать игровую классику двадцатилетней давности - то её можно стримить буквально с любого ПК, выпущенного после 2020 года.

Как собираем ПК под стрим?

В 2020 году стоимость компьютерного железа продолжает расти, но и производительность его тоже увеличивается. Поэтому основной критерий сборки - баланс. Стрим не должен «задыхаться» по вине самого ведущего. Проблемы могут быть техническими, со стороны сервера, но при этом вы должны заранее убедиться, что всё отлажено и работает. Это вопрос уважения к аудитории. Да и просто сама по себе игра на настроенном правильно ПК будет удобнее, когда всё сделано как задумывалось. Вот что понадобится купить для стрима:

 процессор. Поклонники Интел и АМД постоянно спорят о том, какой бренд лучше для тех или иных задач. С выходом Ryzen в сфере стриминга безоговорочно лидирует АМД. Решения от Интел могут показывать хорошие результаты в самих играх, но для стрима они оказываются хуже. Причина - многопоточность, она же гипертрейдинг. Т.е. одно ядро процессора одновременно занято двумя (а в перспективе - и более) каналами данных. АМД в данном вопросе пионеры. Процессоры Интел Кор девятого и десятого поколений тоже массово начали внедрять многопоточность, и они хороши, но требовательнее к питанию и теплоотводу. Тут уже вопрос бюджета и имеющегося железа. И у первой, и у второй фирмы самые простые варианты не потянут сразу и тяжёлую игру, и стрим. Нужен хотя бы Ryzen 5 и Core i5 соответственно, причём ревизии не позже 2016-2017 года;

 материнская плата. Тут важно, чтобы она поддерживала настройку вольтажа, желательно - разгон процессора, но главное - побольше места под диски и чтобы была возможность поставить побольше ОЗУ. Для систем Интел это Z-чипсет, для АМД - любой, кроме А, тут нужно смотреть на качество цепей питания и объём поддерживаемой памяти в официальных спецификациях;

 ОЗУ. С оперативкой всё как всегда: больше - значит лучше. Современным стримерам стоит иметь хотя бы 32 гигабайта, 16 - абсолютный минимум, потому что при запуске браузера, стриминговых программ и ещё самой игры это всё на тяжёлых потоках нагрузка будет съедать 11-13 Гигабайт, что уже впритык. Частота ОЗУ важна для АМД и совершенно не важна для Интел. Т.е. «синие» процессоры не имеют прироста собственной производительности пропорционально частоте, быстрее будет только сама память. А вот для АМД желательна частота плашек хотя бы 3000-3200 Мегагерц, потому что Райзен может дать достаточно дополнительного быстродействия на таких значениях;

накопители данных. Для системы - однозначно SSD и лучше всего Самсунг. Они дороговаты, однако эта доплата идёт за лучшие в индустрии контроллеры памяти. Если бюджет чуть ограничен - Кингстон. Но это только для ОС, программ и топовых игр. Сам по себе твердотельный диск ограничен по количеству циклов перезаписи. Да и для хранения видеоархивов он окажется золотым по стоимости - один Терабайт нового быстрого SSD в формате NVMe стоит как четыре-пять Терабайт места на магнитном накопителе. Поэтому для своих архивов покупаем классический винчестер, благо они тоже стали быстрые, но ещё и дешёвые. Для записей подойдут WD Red, Seagate Ironwolf, у этих линеек есть особые технологии защиты записи;

видеокарта. В официальных спецификациях к шлёмам виртуальной реальности минимально допустимой является GeForce 970, однако это уже четыре поколения назад. Берём то, что рекомендуют производители для тех игр, которые вы планируете освещать под RTX - исключительно Нвидиа, это фирменная технология, однако для обычного стриминга годится и Радеон. Не забываем: все относительно актуальные игровые консоли имеют графические ядра от АМД, практически адекватные тем, которые стоят в настольных ПК;

монитор для стримера… не важен. То есть абсолютно. Важен он для геймера, который играет, но на качество стрима это не влияет. Игровой компьютер купить можно и с самым посредственным монитором, а разрешение для стрима попросту эмулировать. Тут уже вопрос удобства самого пользователя на первом месте. Многие стримеры покупают второй монитор для чтения чата и калибровки выводимого изображения.

Карты видеозахвата и для чего они

То, что описано выше - набор для самой игры, так называемый сетап. С этой базы будет запускаться всё нужное ПО. Для функционирования же стрима понадобится ещё несколько специфических девайсов. Карта видеозахвата полностью соответствует описанию - она «подхватывает» поток видео для ретрансляции. Это отдельный чип перекодировки сигнала, который декодирует картинку из видеоигры, превращая её в телевизионный поток цифровой чёткости.

Можно ли обходиться без карты видеозахвата? Вполне. Есть сервисы, на которые можно стримить едва ли не с планшета, без какого-либо дополнительного оборудования. Тот же Discord сам по себе может вести успешную трансляцию без внешних кодирующих устройств. Но с картой гораздо удобнее. К тому же, современные профессиональные устройства видеозахвата имеют разъёмы для передачи картинки с современных консолей. Чип сам кодирует видеосигнал в нужном качестве.

Карты видеозахвата бывают внутренние и внешние. Внешние ставятся в USB, внутренние - в типовой разъём PCI-Express. Оба варианта имеют преимущества и недостатки:

внешняя карта компактнее;

на внутреннюю карту можно поставить больше разъёмов;

внешние варианты сильнее ограничены по питанию. USB шина даже в самой скоростной версии не способна выдать большое количество Ватт и высокий вольтаж, а USB-C-карты ещё вообще особо не известны рынку;

у внутренних карт есть проблемы с охлаждением.

«Короткий» PCI-Express, в который ставится модуль видеозахвата, на всех материнских платах при вертикальной ориентации расположен буквально под видеокартой. А современные графические адаптеры очень тяжёлые и сильно греются. По сути, GPU дует горячим воздухом прямо в сторону карты видеозахвата, которая и сама работает на повышенной температуре - как и положено микроэлектронике. Поэтому категорически запрещено оставлять стрим без присмотра на многие часы - это попросту пожароопасно! А в ходе самого стрима лучше постоянно проводить температурный мониторинг.

При всём вышеуказанном, внешних карт видеозахвата в профессиональном сегменте попросту не существует. В формат маленького USB-донгла не поместятся все искомые компоненты для успешной работы.

Внешняя периферия

Сразу игнорируем мыши, клавиатуры, джойстики, геймпады. Тут уже кому как удобно - тот так и играет. Существует масса челленджей, вроде прохождения всей серии Dark Souls на гоночном руле. Игровую периферию каждый подбирает под себя сам. А вот для качества картинки значение имеют другие девайсы.

Особенности стримингового микрофона:

ветрозащита. Чёрный пористый «носок» на любом профессиональном микрофоне. Защищает от «ветра», создаваемого нашим дыханием. Хороший качественный микрофон настолько чувствителен, что даже тихий выдох запишется и будет портить аудиодорожку;

поп-фильтр. Пористая «тарелочка» перед микрофоном. Немного смягчает артикуляцию глухих согласных, что тоже влияет на шумы. Особо актуален для англоязычных стримеров - просто из-за фонетики, в германских языках «б, п, т, к» произносятся намного чётче и напряжённее;

качественный подвес или подставка. Из-за тяжести конструкции любого профессионального микрофона;

в идеале также иметь шумопоглощающую обшивку вокруг стримингового места, однако это опциональное решение - далеко не у всех стримеров дома имеется отдельный угол чисто под игровые нужды.

Снимать самого стриминга или пускать его голос через оверлей за кадром - это выбор самого игрока. Снимать сегодня качественно можно даже на средний зеркальный фотоаппарат вроде Canon EOS Mark 5D соответствующей ревизии. Также в качестве трендов можно отметить «говорящие головы» стримеров в углу экрана на фоне самой игры. Это вроде как даёт более полное погружение, хотя иногда перекрывает и кусок игрового интерфейса. Как это сделать? Берётся хромакей, та самая пресловутая «зелёная тряпка». Почему зелёная (особенно учитывая использование и синих оттенков)? Базовые законы колористики и оптики - вы можете быть любой расы и возраста, но в любом оттенке человеческой кожи, волос, глаз есть красный компонент. Зелёный фон нужен для более корректного вырезания той самой «говорящей головы», как наиболее «антагонистичный» цвет. Естественно, если стример сам сидит в одежде зелёных оттенков - полотнище понадобится композитное, со вставками цветов, контрастных уже зелёному. Процесс хромакеинга далеко не всегда удачен, зачастую можно видеть немало графических артефактов.

Программы и лицензии

Популярнейшая программа для стримерских нужд - OBS Studio. Лучше брать её, поскольку это ПО гарантированно совместимо со всеми популярными картами видеозахвата, оболочка постоянно обновляется и нормально работает с драйверами Нвидиа и Радеон. Если стримите через Дискорд или другую готовую платформу - там свои декодеры картинки, ничего внешнего не нужно.

Для настроек стрима требуется обращать внимание на цветокоррекцию и битрейт. Всё та же OBS Studio показывает более тёмную картинку, чем её видит сам ведущий стрима, поэтому приходится корректировать изображение по отзывам аудитории и самому - по калибровочному монитору (если он есть). Битрейт - это способ пережатия картинки любым сервисом. Поскольку стримят сейчас многие - нагрузка на сервера высока, любое видео будет сжиматься. В стримах с низким битрейтом многочисленны баги графики вроде печально известных «квадратов» от травы, веток и иных элементов ландшафта.

Для звукового сопровождения лучше брать музыку из свободных библиотек - иначе есть шанс блокировки звука на канале целиком по причине авторских прав. Также с таких видео очень охотно снимают монетизацию за просмотры - то есть коммерческие стримеры буквально теряют вообще весь заработок. Будьте внимательны к распространению контента, читайте пользовательские соглашения, сотрудничайте с издателями. Та же Нинтендо известна очень жёсткими правилами по отношению к стримерам.