Корзина
В кошику немає товарів
В корзине пусто!
Перейдите на главную страницу иди воспользуйтесь поиском, чтобы найти всё, что необходимо
Перейти на главную

Насколько реально собрать компьютер на магнитных дисках

Насколько реально собрать компьютер на магнитных дисках


Насколько реально собрать компьютер на магнитных дисках

Если забегать вперёд - да, купить игровой компьютер на HDD можно и сейчас, невзирая на рекламу. Никаких препятствий в техническом плане нет. В конце-концов, игровые консоли переходят на SSD только в следующем поколении, а приводы оптического считывания Blu-ray уже уперлись в предельные скорости, которые оказались немногим выше, чем у изделий магнитного напыления.

Известных путей повысить производительность игрового компьютера несколько. Первый - пересмотреть технологию нанесения покрытия, что делают ведущие представители рынка. Однако это дорого. И чем выше плотность записи - тем, соответственно, больше шансы испортить записанные данные. Второй путь - повысить скорость вращения шпинделя, на котором сидят диски. Сейчас на рынке, по сути, сложилась ситуация, когда доминируют два вида дисков:

• на 5400 оборотов;

• на 7200 оборотов.

Чем быстрее вращается пластина - тем, разумеется, быстрее над ней летает считывающая головка, тем быстрее и сам диск, но это может стать причиной возникновения вибрации, от которой тоже нужно как-то избавляться. Первый из упомянутых типов винчестеров практически монопольно используется в ноутбуках и внешних «хардах» или жёстких дисках. Он медленнее, зато и меньше вибрирует, а в тонких корпусах это критически важно. Диски на 7200 оборотов - золотой стандарт в игровых настольных системах. Они более шумные и массивные, но при этом работают чуть быстрее.

У компании WD также был в производстве и третий тип накопителей - на 10000 оборотов, под маркой Velociraptor. Эти винчестеры - самые скоростные решения в своём поколении. Но они так и не стали популярными ввиду высокой цены и сложной внутренней механики.

На рынке также мелькал SSHD - гибрид твердотельного накопителя с магнитным. Он может использоваться при увеличении производительности старого ПК, но крайне сложен в ремонте. Минусом его также является то, что моделей SSHD слишком мало.

Рыночная ситуация и вопрос маркетинга

Компьютерщики со стажем отлично помнят, что когда-то на рынке HDD был целый «зоопарк» производителей. Hitach, Maxtor, Plextor, Quantum, Samsung, масса небольших тайваньских и сингапурских фирм выпускали десятки моделей винчестеров. После слияний и поглощений осталось всего три бренда:

• Seagate - пионеры жёстких магнитных дисков;

• Western Digital; • Toshiba.

Тошиба в разные годы имеет 15-20% рынка, японцы славятся надёжностью своих носителей, но у концерна это далеко не главный бизнес. Остальной рынок принадлежит двум упомянутым корпорациям. На рынке ещё можно найти диски от Hitachi с маркировкой HGST, этот бизнес был разделён между Вестерн Диджитал и Тошибой в прошлом десятилетии, а в рознице оказались уже неликвидные складские запасы. Брать сегодня HGST можно только самых последних серий, с заявленной поддержкой SATAIII.

Независимо от торговых войн, производители HDD связаны с одними и теми же азиатскими фабриками. Свыше 80% приводов, раскручивающих алюминиевые диски-«блины» с магнитным напылением, выпускают несколько заводов в Таиланде. Показателен кризис с накопителями 2011 года, когда после печально известного цунами диски подорожали в разы. Так что, как видим, отрасль весьма зависима от внешних факторов и поставок сырья.

В маркетинговом плане наиболее мудро поступает компания Western Digital, которая ввела цветовую кодировку своих решений. Схематическая «палитра» выглядит так:

• зелёная серия - «экологические» винчестеры, то есть с меньшим энергопотреблением, но и пропорционально меньшей надёжностью некоторых узлов;

• синяя серия - массовый сектор.Именно синие диски WD стоят в большинстве настольных систем и ноутбуков;

• чёрная «икра» (серия дословно раньше называлась Black Caviar) - а вот это непосредственно гейминговые и бизнес-решения, быстрые, мощные, потребляют больше электричества, дорогие, но и возможности их куда больше;

• золотая серия - для топовых бизнес-решений. То же самое, что и чёрная серия, но теперь с большей отказоустойчивостью и ещё дороже;

• красная серия - винчестеры для RAID-массивов, домашних NAS и прочих хранилищ данных, где первичной считается не скорость, а надёжность хранения информации и отказоустойчивость системы в целом;

• фиолетовая серия - для систем видеонаблюдения. Качественно отличается возможностью работать не выключаясь буквально годами.

Для гейминга наиболее подходят чёрный и золотой варианты, в несколько меньшей степени - синие HDD. Остальные диски от ВД не очень пригодятся тем, кто хочет купить игровой компьютер.

Оставшиеся два бренда не имеют подобной чёткой структуры наименования. Тошиба использует длинные буквенные коды, Сигейт пользуется брендированием, но марка Barracuda сейчас используется и как обозначение бюджетных жёстких дисков, и в качестве марки дорогих геймерских устройств. В целом накопители с примерно одинаковым ценовым диапазоном имеют и схожую производительность - ввиду присутствия на рынке HDD всего трёх марок.

Как подобрать производительный диск для игр

Первый критерий - интерфейс. Если на рынке попадается дешёвый винчестер с обозначением интерфейса подключения IDE, то этим устройством можно пренебречь сразу. По IDE диски давно не подключают, не все материнские платы даже выпуска нулевых годов работают с ним. Это старый, медленный формат, с громоздким кабелем, в продаже могут находиться лишь остатки складских запасов.

Современные HDD подключаются по специализированному шлейфу SATA. Внешне это компактный проводок с немногочисленными контактами, к диску их подключают два, широкий и узкий, для передачи данных и питания. Внешне SATA ничем не отличаются, но есть нюанс по выбору поколений. Этот интерфейс разрабатывается не первое десятилетие и имеет три версии, обозначаемые римскими цифрами: SATA I-II-III соответственно. Чем больше цифра - тем кабель передачи данных быстрее работает. Все поколения этих разъёмов обратно совместимы, никто не мешает подключить диск третьего поколения в материнскую плату, где есть контакты лишь для SATA I. Однако, подобно USB, работать система будет по принципу «скорость цепочки определяется её самым медленным звеном». Лучше сразу брать всё оборудование третьего поколения и не беспокоиться.

HDD также бывают внутренними и внешними. Внешний диск запаковывается в пластиковый либо армированный корпус, причём собственно винчестер там всегда производства все тех же трёх брендов, а внешний коннектор и оболочку делают уже сторонние фирмы. В принципе, для гейминга дополнительные внешние диски уже тоже подходят. С появлением USB 3.0 скорости достаточно выросли. Дело в том, что SATAIII - во многом маркетинговое обозначение. Жёсткий магнитный диск просто в силу своей конструкции не может выдавать скорость, соответствующую этому разъёму. Тесты показывают пиковые значения передачи данных фактически в два раза ниже заявленных в рекламе. Быстрее винчестер просто не заработает, что и отображается в индексе производительности, который показывает Windows. Если система установлена на НЖМД - больше 5,9 баллов там не будет. Именно винчестеры сегодня - узкое место для скорости общего потока данных.

Но геймеры обыкновенно всё же предпочитают ставить внутренние диски. Во внешних недорогих HDD питание идёт по тому же проводу. И до двух терабайт диски работают стабильно. Но если попадается накопитель на 3-4 терабайта без внешнего блока питания, то работа перестаёт быть стабильной: иногда привод резко увеличивает потребление электричества и начинает сбоить - попросту USB не выдаёт дополнительную мощность.

Внутренние диски сейчас производятся двух габаритов: 2,5 и 3,5 дюйма, по толщине стандартного лотка, куда их устанавливают. HDD первого типа стоят во всех ноутбуках, а также во внешних системах. Также носители на 2,5 дюйма порой используют особо малые неттопы, моноблоки и другие специальные типы корпусов. Для покупки диска в игровой компьютер рекомендуется всё же второй габарит. Скорости у них равноценные, но более толстый корпус прочнее и лучше гасит вибрацию.

Ещё один важный параметр, указываемый производителями винчестеров - объём буфера обмена. Для неспециалистов тут всё просто: больше цифра - быстрее диск. Но и микросхемы в таком HDD оказываются гораздо дороже. Достаточно ориентироваться на среднюю рыночную цену.

Форматирование HDD нужно выбирать, разумеется, для Windows, хотя если вам в руки попался диск с наклейкой «использовать с компьютерами Apple) - ничего страшного. Процедура форматирования - штатная во всех операционных системах, а внутренности у всех дисков абсолютно идентичны.

Оптимальный объём современного винчестера - от терабайта-двух. Брать диск на 320-500 Гб невыгодно экономически, он не будет в два-три раза дешевле, потому что корпус с герметичной зоной, привод, кулиса, считывающая головка там такие же, как и в накопителях, которые в разы больше.

Как ведёт себя HDD в играх

Ввиду нового поколения консолей переход на SSD понемногу ускоряется. Но и производительные жёсткие диски рано списывать со счетов. Безусловно, твердотельная память намного быстрее магнитной записи, ввиду законов физики. Зато HDD выносливые и довольно неприхотливые. Купить игровой компьютер с винчестером вполне можно - на HDD стоит сгрузить свою коллекцию музыки, фильмов, многих полезных программ.

Потери в быстродействии на винчестерах старого типа непосредственно в играх составляют до 8%. Куда чувствительнее вопрос стартовой загрузки и передвижения по игровому миру. HDD очень сильно замедляется, если речь идёт о большом количестве детализированных объектов, которые нужно удерживать в памяти. Впрочем, отчасти это и вопрос к разработчикам касательно оптимизации кода игры. Известны случаи, когда ситуация улучшалась буквально на глазах. Отличный пример - «Ведьмак», игра 2007 года. Игровое ПО там довольно старое, до эпохи SSD. Во время перемещения внутри игры и рендеринга всё проходило гладко, но промежуточные загрузки порой достигали целых сорока минут. При выходе «золотого издания» буквально один патч полностью решил проблему любых зависаний.

Ещё один распространённый миф - хрупкость HDD и их износ в процессе работы. Единственная правда тут в том, что винчестеры нельзя трясти и резко ронять в ходе работы. Считывающая головка летит над поверхностью диска на расстоянии буквально в микроны, поэтому работающая система должна находиться в покое. Но сами диски, шпиндели и считывающий механизм упакованы в довольно прочный корпус из алюминиевого сплава. Его, конечно, можно повредить механически, но только при значительных усилиях. В случае с внешними дисками обратите внимание на особо защищённые версии в прорезиненном либо металлическом корпусе - такие модели оказываются ещё надёжнее.

Современные HDD не боятся магнитов. Вернее, магнитное поле может повредить разметку, однако при тестах даже огромные пластины из неодимовых сплавов, недоступные в розничной продаже, не оказывали на напыление винчестеров заметного воздействия. А вот температурный режим для большинства накопителей любого типа оказывается довольно важным.

Главная же проблема - сыплется ли магнитное покрытие и сможет ли диск проработать без механических поломок? Как свидетельствуют данные крупных дата-центров, HDD гарантированно живёт при активном использовании около трёх-четырёх лет. Накопители старше пяти-семи лет тоже не являются редкостью, но процент отказов закономерно увеличивается. То есть можно смело купить игровой компьютер с HDD, до смены поколений процессоров и видеокарт он точно проработает, если не случится ничего экстраординарного.

Вывод

HDD на сегодняшний день - самое надёжное из дешёвых хранилищ данных. И относиться к нему нужно соответствующе. Абсолютно все игры прошлых поколений отлично идут на винчестерах, а технология магнитной записи будет актуальной ещё достаточно долго. До наступления эпохи дешёвых твердотельных носителей информации НЖМД - очень важный компонент компьютера, подходить к его подбору следует ответственно, экономия здесь неуместна. При правильной эксплуатации геймера ждут 4-5 лет спокойного наслаждения играми.