Корзина
В кошику немає товарів
В корзине пусто!
Перейдите на главную страницу иди воспользуйтесь поиском, чтобы найти всё, что необходимо
Перейти на главную

Геймерская видеокарта: современные тренды и советы по выбору

Геймерская видеокарта: современные тренды и советы по выбору


Геймерская видеокарта: современные тренды и советы по выбору

Если брать именно геймерский сегмент, а не углубляться в специальные графические адаптеры, то сейчас на рынке два игрока - Nvidia и AMD. Или, как их называют энтузиасты, «Зелёные» и «Красные» лагеря поклонников (по цветовой гамме рекламы, лейблов и пакетов драйверов). У каждой из сторон есть преимущества, а результаты синтетических тестов интересны только людям, которые серьёзно разбираются в электронике. Каждая из марок предлагает собственные запатентованные технологии. AMD традиционно чуть дешевле, но при этом не имеет некоторых вычислительных преимуществ «зелёных» ускорителей. И наоборот - у nVidia недоступны некоторые технологии гейминга «красных».

Что касается «моды» и альтернативы, то здесь соблюдается баланс. AMD всегда считались на рынке «младшим» игроком - у них и первые процессоры были клонами решений Интела, и после покупки ATI далеко не каждое поколение графических ускорителей выходило действительно удачным. Но AMD производит основную часть электроники для двух из трёх главных игроков на рынке игровых консолей – для Sony, и для Microsoft. В то время как nVidia только для одного игрока – Nintendo. Поэтому их настольные видеокарты вполне адаптированы к современному рынку. Ещё в ближайшие годы на рынок «больших» GPU собирается выйти Интел, но пока процессорный гигант в основном выпускает либо встроенную графику, либо очень узкоспециальные решения, которые игровому компьютеру не нужны.

Вышеупомянутые бренды производят сам чип, графический процессор. Монтаж на микросхему и пайку разъёмов производят другие корпорации. Среди бюджетных производителей широко известны Palit для Нвидиа и Sapphire для АМД соответственно. ASUS, ZOTAC, Inno3D и другие делают средний ценовой сегмент. Gigabyte, MSI – немного выше среднего. Founders же для Нвидиа - премиальная линейка, которая, по заявлениям, использует лишь лучшие чипы с дополнительным тестированием, а также фирменную и мощную систему охлаждения. На практике же брать можно любой бренд, главное - технические спецификации. И, конечно, есть тематические видеокарты, в корпусах, посвящённых какой-либо игре или явлению в медиа.

Видеопамять и её выбор

Разумеется, как и для «традиционной» ОЗУ, здесь есть поколения. Беспокоиться о совместимости нужды нет - весь набор микросхем видеопамяти припаян на основную плату и замене не подлежит в принципе. Но знать о поколениях нужно. Сейчас самое распространённое - GDDR5, идёт постепенная разработка и шестого поколения. В продаже есть и видеокарты с GDDR3, они сильно дешевле и брать их не стоит - это складские запасы устаревшего продукта, процессоры там тоже старые, на вторичном рынке за те же деньги можно подобрать и гораздо более достойные модели.

В остальном же всё как с «основной» оперативной памятью: больше - лучше. Текстуры, детализация моделек, шейдерные библиотеки, любые эффекты - это всё занимает в первую очередь видеопамять. При её недостатке часть процессов, конечно, будет направлена на обычную ОЗУ - и тогда ПК начнёт работать гораздо медленнее. Многие новые игровые проекты даже имеют программу проверки как обычной оперативной, так и видеопамяти, и при недостатке одного из параметров просто не запустятся.

Заметим, что тут влияние консольных игр также велико. Дело в том, что в приставках нет как такового отдельного понятия ОЗУ, там память общая, а организация запуска игр работает совершенно иначе. В ПК так делать пока не научились, компьютер - более многозадачная машина. И при переносе игры с приставки на ПК порой возникают проблемы. Например, NieR: Automata при всех достоинствах дизайна имеет скромные системные требования. Но на компьютере эта игра работает порой даже хуже, чем более ресурсоёмкие проекты. Потребовались даже фанатские патчи, чтобы всё заработало как надо.

Если говорить о цифрах, то меньше 2 Гб видеокарты уже обычно не берут даже под офисные нужды. В играх современного поколения консолей 4-6 Гб видео-ОЗУ - фактический стандарт. Это означает, что игра будет идти без проблем на средних настройках и с приемлемым результатом - на высоких настройках графики. Есть версии GeForce и Radeon и на 11 Гб, но, конечно, стоят они соответствующе. Если у геймера есть средства на такое обновление - оно стоит того. Дело в том, что топовые компьютерные компоненты устаревают медленнее. То есть видеокарта за 800 долларов будет актуальна около пяти лет, в то время как средний и чуть ниже среднего класс в три раза дешевле устареет года за два.

Важный параметр, который часто уменьшают в маркетинговых целях - шина памяти, измеряемая в битах. Шина в компьютерной электронике - магистраль передачи данных. В большом объёме видеопамяти очень мало смысла, если эта память не работает с нужной скоростью. Для геймерских решений подойдёт шина в 256, 384, 512 бит. Больше - лучше, но последний тип ставится только в самые дорогие решения. Бюджетные видеокарты используют шины в 128 и 192 бита. Первой на сегодняшний день уже мало для комфортного гейминга, вторая находится на краю производительности: игры работают успешно, но многие параметры картинки надо занижать, чтобы получить плавную анимацию.

RTX и другие модные тенденции

Технологию RTX представила компания Нвидиа. Если упрощённо - это алгоритмы оптимизированного просчёта лучей освещения. Практически это означает лучшие отражения и освещение. Пока что технология не полностью обкатана, то, что имеем сейчас - блики и зеркальные полы везде, но при этом до полного реализма ещё не дошли. Видеокарты с префиксом RTX всячески рекомендуются к покупке, если у геймера есть достаточные деньги и он хочет купить игровой компьютер.

Почему так важен вопрос отражений? В области компьютерного рендеринга они занимают очень много ресурсов. «Честные» отражения, как в настоящей физике, с полностью реалистичными источниками света, создают на компьютер очень большую нагрузку в реальном времени. До сих пор большинство даже самых передовых по графике игр вместо зеркал… попросту рисуют копию комнаты с проходящим героем, только под другим углом. Звучит странно, но для игровых движков проще такое промежуточное решение, чем действительно считать зеркальную поверхность. По той же причине отражения в воде делаются либо предварительно просчитанными, либо крайне далёкими от реального мира.

RTX, тем не менее, в таком виде, как сейчас, не будет на консолях даже нового поколения. Ведь и Сони, и Майкрософт использует микросхемы от AMD и их партнёров. Нвидиа, как главный конкурент по производству графических чипов, естественно, технологией не делится. Поэтому следует ждать альтернативной реализации этой технологии от «красной» корпорации, а пока компьютерные версии игр будут довольно существенно отличаться от консольных.

Ещё одно «узкое место» любых художников и моделлеров трёхмерной графики - волосы. На скриншотах или в статичных сценах всё просто - никто не отрисовывает сами волосинки, сначала очерчивается объём, а потом уже поверхность текстурируется под шевелюру. Однако в динамике для графики нового поколения нужна уже «честная», развевающаяся грива. Для трёхмерных роликов это всё просчитывается заранее. Но в игре все вычисления происходят буквально «на лету». Поэтому была презентована технология Nvidia Hairworks. Выглядит интересно, однако также потребляет вычислительные мощности.

Как подобрать питание?

Вопрос не праздный. Не так давно был представлен предварительный облик флагмана от nVidia - RTX3080. Потреблять эта карта будет не менее 350 ватт даже не в пиковом режиме. Для сравнения - 10 лет назад блоки питания (далее БП) на 300 ватт ставились в бюджетные и даже среднего уровня компьютеры, многие из них спокойно работают и сейчас. Вдобавок, новые процессоры хотя и выделяют меньше тепла, но с ростом мощности тоже начали потреблять больше энергии.

Естественно, видеокарты по цене хорошего игрового ноутбука покупает небольшой процент геймеров. Но правило, по которому ставят БП в игровой компьютер, остаются прежними. Грубо говоря, нужно подсчитать мощность видеокарты, процессора, отбросить некоторое количество ватт на потребление материнской платы, подсчитать всю периферию… и увеличить получившуюся цифру хотя бы в полтора раза. Почему так? Потому что выдаваемые производителями значения мощности в ваттах на БП - усреднённые. При пиковых скачках мощности эти цифры будут расти. И, попросту говоря, лучше пусть погибнет БП, чем дорогостоящий графический или центральный процессор. Запас прочности критически необходим.

Если собираем настоящую геймерскую модель и решаем купить игровой компьютер - то и блок питания нужен соответствующий. Неизвестных китайских производителей отбрасываем сразу - найти качественные модели там, конечно, можно, однако это изрядная лотерея. Компромисс между ценой и качеством - блоки от Gamemax. Это тоже чисто китайский бренд, но качество сборки получше, единственный недостаток - довольно шумные. Ну а для геймеров с деньгами всегда есть топовые решения от тех же Chieftec или Corsair (впрочем, у первой фирмы хватает и бюджетных моделей). Проблем с подключением не будет, коннекторы на 6 и 8 игл для внешнего питания видеокарт давно стали стандартом.

Влияние майнинга на цены и вторичный рынок

Конечно, бум биткоина очень сильно навредил геймерам. Оказалось, что объединённые в фермы игровые видеокарты могут добывать криптовалюту более эффективно, чем процессоры. Пик проблемы пришёлся ориентировочно на 2014-16 годы. До того многие криптомонеты можно было майнить даже на мощностях скромного офисного ноутбука. Естественно, по плану развития биткоина формулу добычи блоков сильно усложнили, а сам майнинг массово перешёл на специализированные платы ASIC. Однако цены на графические ускорители пока ещё не опустились достаточно.

Для рынка же это означает в первую очередь большое количество подержанных видеокарт из майнерских ферм. Кустарные энтузиасты биткоина, эфириума и других валют пользуются только топовыми решениями. Поэтому домашние фермы крайне зависимы от экономической окупаемости электричества и амортизации. Брать подобные видеокарты не стоит - майнинговые стойки работают буквально не выключаясь месяцами, а то и годами, на экстремальных частотах и, зачастую - с повышенным вольтажом. Ни один из этих факторов не действует на чип положительно. И, разумеется - никакой гарантии, даже если видеокарта была дорогой и ещё не исчерпала свой срок сервиса.

Ещё один момент - прожарка видеокарт. Да, в буквальном смысле. Особенно часто так делают с AMD Radeon. Считается, что припой на графическом чипе в ходе работы изрядно деформируется, а если прогреть карту в печи - то можно оживить микросхему, с экрана исчезнут помехи, а само устройство прослужит ещё несколько лет. Действительно, случаи удачного восстановления путём нагрева известны. Только делать такую операцию «на глаз» успешно способен только опытный человек. А покупать за треть цены микросхему, перегретую в домашней духовке студентом - значит попросту выбросить деньги. Если и брать GPU через вторые руки - то тот, который нормально эксплуатировался.

Краткие итоги

Любой видеоускоритель сейчас - это одна из самых дорогих запчастей в компьютере (наряду с центральным процессором). Выбирать его нужно с умом. При прочих равных следует обращать внимание на сбалансированные модели, ведь стоимость игрового компьютера значительно подорожала. Одновременно, специальные тесты, на которые столь любят ссылаться многие производители, не в полной мере отражают производительность конкретного системного блока для конкретной игры.

Выбор видеокарты всегда происходит только в комплексе с остальными компонентами и по возможности «на вырост». Гнаться за самыми последними моделями фактически бесполезно, производитель обновляет линейку товара раз в год и постоянно иметь лишь самое новое из каталога не может себе позволить большинство даже профессиональных стримеров. Поэтому и выбор нужно делать лишь после тщательного изучения вопроса. Но если вы хотите больше внимания уделить игровому процессу, а не поискам комплектующих для вашего идеального игрового ПК, обращайтесь к нам, в интернет-магазин игровых компьютеров – VERSUM.ua: мы создадим для вас уникальную кастомную сборку игрового ПК под ваши нужды и желания.