Что нужно для погружения в виртуальную реальность

Что нужно для погружения в виртуальную реальность


Что нужно для погружения в виртуальную реальность

С течением времени интерес общественности к технологии VR то возрастает, то падает. Несмотря на всё это технологический прогресс не стоит на месте, и технология VR стремительно развивается. Если вы задумались над тем, что вы хотите собрать игровой компьютер с поддержкой VR, эта статья расскажет о плюсах технологии.

В 2019 году всемирно известная команда разработчиков Valve сделала анонс продолжения всеми любимой серии игр Half-Life. Эта новость всколыхнула индустрию, поскольку многие фанаты студии и рядовые геймеры долго ждали этого релиза. С первого взгляда, в этом нет ничего не обычного, если бы не одно но - представители студии заявили, что насладиться новой игрой серии можно будет только пользователям, у которых есть шлём виртуальной реальности. Огромная фанатская база HAlf-Life не ожидала такого интересного подхода от студии, и многие поклонники серии игр всерьёз задумались над тем, что им нужно купить VR очки.

Естественно, эта новость стала актуальна не только для VR сообщества, поскольку многие крупные игровые студии, которые не уделяли никакого внимания этому направлению, всерьёз задумались над выпуском игр с поддержкой VR. Как это всегда и бывает, мнения разделились на два основных лагеря - одни утверждают, что технология VR уже давно умерла и является бесперспективной. Другие же твердят, что сейчас лучшее время для того, чтобы купить очки виртуальной реальности и сполна насладится новым, активно развивающимся витком гейм-индустрии.

Кто же прав? Целесообразно бросать все дела и идти в магазин за дорогостоящим девайсом именно сейчас? Актуально ли сейчас купить VR очки и поиграть только лишь в новую Half-Life: Alyx, или можно побаловать себя другими играми с применением этой технологии? Мы попробуем вникнуть в саму суть вопроса и найти нужные геймерам ответы.

Забегая чуть вперёд нужно уточнить, что в текущих реалиях VR технология используется в фильмах, видеороликах, 3D моделировании, и в множестве других интересных направлениях и проектах.

С чего всё началось?

Сегодня нет смысла обсуждать VR технологии 90-ых годов - тема очень интересная, но практически никак не связана с тем, что происходит в современном мире. Главное, что нужно знать об этой фазе развития - первые работающие модели VR были настолько бесперспективными и ужасными, что никто не трогал эту технологию ещё многие годы.

Зарождение технологии принято ассоциировать с началом сбора финансовых средств на выпуск шлёма Oculus Rift в 2012 году. Также стоит сказать об Google Cardboard, выпуск которого состоялся через два года.

Cardboard является коробкой из картона, внутри которой находятся линзы. В эту коробку пользователь помещает свой смартфон, на дисплей которого выводиться специально созданная стереокартинка через приложение.

Качество итогового изображения напрямую зависило от разрешения экрана мобильного телефона (создатели проекта рекомендовали использоваться устройства, с экраном от 1080p). Трекинг движения головы производился благодаря встроенному в телефон гироскопу. Простыми словами, пользователь должен был купить “VR очки”, запустить специальную программу на телефоне, поместить гаджет внутрь устройства и перенестись в VR.

Такая примитивная разработка стала отличным рывком для развития и популяризации VR, поскольку многие смартфоны уже тогда были оборудованы гироскопами, а саму картонную коробку можно было приобрести за несколько долларов на Алиэкспрессе. Также представители компании Гугл совершали публикации чертежей и инструкций для того, чтобы пользователи могли самостоятельно изготовить картонное устройство и вставить в него нужные линзы.

На тот момент большинство пользователей посмеялись над такой примитивной идеей и забыли. Однако представители компании Самсунг, оценив весь потенциал подобных устройств, выпускают собственные очки Gear VR в 2014 году. Шлём был совместим лишь с некоторыми моделями смартфонов, в основном, шлёмом могли пользоваться только владельцы флагманов компании.

Самсунг доработал дизайн устройства, использовал пластик для изготовки корпуса, а также оборудовал устройство какой-никакой встроенной электроникой - трёхосевым гироскопом. В комплекте пользователь также находил пульт, который был предназначен для навигации в виртуальном мире. Новинка не обрела особой популярности из-за нескольких причин:

1. Gear VR могли использовать только владельцы флагманов Samsung.

2. Неоправданно высокая цена.

3. Узкий спектр применения гаджета.

В этот же период времени, в середине 2013 года, пользователи, которые успели предзаказать Oculus Rift, уже получили комплекты от разработчиков с маркировкой DK1. Уже через год была презентована новая версия под маркировкой DK2. Это уже был гораздо более продуманная и внушительная продукция. Несмотря на это, она была нацелена на энтузиастов, которым было не интересно на этом зарабатывать, а также на создателей первых VR игр.

Настоящее формирование существующего сегодня рынка произошло в 2016. Тогда Valve, сотрудничая с НТС, представил свой продукт под названием Vive. В этом же году Окулус, под чутким руководством Фейсбук выпускает первую модель для массового рынка под маркировкой CV1.

Как работают новые модели VR

Сейчас можно купить очки виртуальной реальности от разных производителей и брендов. Однако, все существующие на данный момент VR очки, вне зависимости от ценовой категории, функционируют по одному и тому же принципу. Детали могут в значительной мере различаться. А как известно, именно отдельные нюансы формируют полноту картины и восприятие продукта публикой. Именно эти нюансы на примере разных производителей мы и рассмотрим.

Создание 3D-картинки - уникальность технологии

Если не рассматривать любительские модели шлёмов и откровенный мусор, которого хватает на Алиэкспресс, а говорить о серьёзных моделях VR шлёмов со встроенной электроникой, нужно сделать акцент на следующем пункте. Для формирования 3D картинки используется вмонтированный дисплей, который отображает две картинки - для каждого глаза отдельно. Разрешение самого дисплея может сильно различаться в зависимости от модели. К примеру, один из флагманов современной индустрии, а именно Oculus Rift S использует одиночный экран. Разрешение экрана - 2560х1440. Частота обновления - 80 Гц. Нужно также указать, что некоторые модели используют два отдельных дисплея - для каждого глаза по одному.

Пользователь смотрит на изображение через специальные линзы, как и в примитивном Карборде, однако сами линзы стали гораздо интереснее из-за своего размера и чёткости. Если вы пойдёте в магазин электроники, чтобы купить VR очки, с вероятностью в 90% у вас в руках окажется продукция, которая использует линзы Френеля. Они набрали популярность из-за своего лёгкого веса, высокой чёткости и внушительной площади, что как раз, кстати, в случае очков виртуальной реальности.

Именно разрешение экрана напрямую влияет на цену устройства. Чем больше цена, тем лучше разрешение. При высоком разрешении пользователь будет меньше замечать “эффект москитной сетки” или скриндор. Этот эффект возник из-за того, что наш глаз может различить дистанцию между пикселями на дисплее.

Скриндор является одной из основных проблем, которую пытаются решить разработчики современных VR шлемов. Для этого выпускаются дисплеи с повышенным разрешением и используются высокотехнологичные фишки, которые позволяют маскировать этот эффект. К примеру, создатели шлёма Samsung Odyssey Plus придумали собственную технологию для того, чтобы скрыть видимость пикселей. Пользователи утверждают, что технология работает, однако изображение становится слегка “мыльным”. Можно уверенно говорить о том, что полное решение проблемы скриндора уже не за горами.

Ещё одна проблема, возникающая у пользователей, которые решили собрать игровой компьютер и купить VR очки - ограничение угла обзора. Представьте, что вы должны воспринимать окружение с надетой на голову маской водолаза. На данный момент, хорошим для современных VR комплектов считается угол обзора в 90-110 градусов. Несмотря на это ограничения, при активной игре пользователь перестаёт акцентировать внимание на этом нюансе и может полностью насладится игровым процессом.

Самые современные модели, такие как Pimax 5K/8K обладают углом обзора в 200 градусов. Другой разговор, что шлём не обладает обещанным разработчиками разрешением. Также стоит учитывать невероятно высокую цену новых моделей. Стоит учесть, что на сегодняшний день угол обзора в 140 градусов является наиболее востребованным среди геймеров, поскольку с большим углом обзора не справляются даже топовые видеокарты.

Отслеживание поворотов головы

Для отслеживания движений головы производители VR очков используют гироскоп и угловые акселерометры. Программное обеспечение шлёма анализирует показания датчиков на высокой частоте. В итоге пользователь ощущает, что он крутит головой как будто в реальном мире.

При попытке резко повернуть голову используя шлём для телефона, пользователь заметит рывки, из-за чего теряется “эффект полного погружения”. Качественный трекинг - один из главных нюансов, что отличает дорогостоящие VR комплекты для ПК от мобильного VR.

Чтобы полностью погрузится в виртуальную реальность, производители придумали специальную систему пространственного отслеживания. Однако чтобы насладится всеми прелестями этой системы, нужно купить VR шлем за немалые деньги. Но в чём суть работы системы? Существует две основные технологии.

Первый тип трекинга использует расставленные по помещению камеры со встроенными сенсорами, благодаря которым система отслеживает сигнал и определяет расположение шлёма.

Основной недостаток этой технологии заключается в необходимости размещения камер, которые обеспечивают работу всего комплекта. Также стоит не забывать об определённых расстояниях между камерами. Это станет настоящей проблемой, если ты собираешься собрать игровой компьютер и купить очки виртуальной реальности, установив систему в маленькой игровой зоне, где попросту не хватает места для закрепления всех нужных датчиков.

Второй тип - трекинг внутри шлема. Суть этого метода заключается в том, что датчики для определения положения шлёма в пространстве закреплены на самом устройстве. Первыми, кто создал шлём с применением подобной технологии, стала компания Windiws. Многие оценили такой метод и начали выпускать разные вариации шлёмов с “трекингом наизнанку”.

Данный метод позволяет избавиться от большого количества дополнительного оборудования, что позитивно влияет на итоговую цену всего комплекта. Логично, что чем больше камер будет использовать шлём, тем выше эффективность отслеживания своего расположения в пространстве он может предложить пользователю.

Стоит упомянуть об отслеживании рук в VR. Для этого используются специальные геймпады, которые игрок держит в руках. Есть множество вариаций от разных производителей, каждая обладает своими плюсами и минусами. На данный момент наиболее высокотехнологичными и удобными принято считать “кастеты” от компании Valve. Их основная особенность заключается в возможности отслеживать не только положение руки, но и каждого отдельно взятого пальца и силу нажатия.

В качестве заключения

Подводя итоги можно смело говорить о том, что в современном мире, идея купить VR очки звучит довольно интересно. Современная гейм индустрия предоставляет широкий выбор игр для любителей различных жанров. Культовые студии адаптируют как новые, так и старые проекты для использования VR, и эта технология становится всё более популярной с каждым новым днём.